Количественные числительные

3 қазан 2016 - Зина Сагинбаева

Предмет: русский язык

Класс: 7

Тема: Количественные числительные

Цели: образовательная – повторить теоретический материал о числительном; научить различать разряды количественных числительных, познакомить учащихся с отличительными признаками разных разрядов количественных числительных;

            развивающая – формировать умения находить в тексте числительные, развивать умения обобщать изученный материал, делая самостоятельные выводы, способствовать развитию культуры речи учащихся;

            воспитательная – воспитание интереса к учебе.

Оборудование: учебник русского языка, мультимедийный проектор, интерактивная доска, меловая доска

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: слово учителя, беседа

 

Ход урока

I. Организационный момент. Подготовка класса к уроку.

II. Опрос домашнего задания. Письменно выполнить упражнение 544. Записать словами числительные в таком порядке: 1) простые, 2) сложные, 3) составные.

Дайте определение имени числительного.

Вспомните, какие числительные являются простыми, составными, сложными?

 

III. Объяснение новой темы.

А) Постановка учебной задачи.

 -Сегодня мы продолжим изучение интересной темы “Имя числительное”. Вспомним всё, что вы узнали об этой части речи на прошлом занятии, а также познакомимся с новой информацией по теме.

1) Но давайте сначала проведём разминку. Разгадайте ребусы.

7я, 100лб, ма3ца, 40а, 100лица, 300логия

Разгадайте загадки с числительными.

— У семерых братьев по одной сестрице. Много ли сестёр? (Одна)

— Четыре братца под одним шатром стоят. (Стул)

2) Сравните числительные. Поставьте к ним вопрос. Какие из них обозначают целые числа, а какие – дробные числа?

семь                             две седьмых

семнадцать                 три четвертых

тридцать восемь        одна восьмая

пятьдесят три            три десятых

Б) Знакомство с  теоретическим материалом.

Количественные числительные могут обозначать: а) целые числа: семь, двадцать пять; б) дробные числа: одна пятая, две третьих; в) несколько предметов как одно целое: трое суток, четверо малышей.

Дробное числительное обычно состоит из двух частей: первая часть называет числитель дроби (количественное числительное), вторая часть называет знаменатель дроби (порядковое числительное): три пятых, пять шестых.

Собирательные числительные двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро сочетаются:

1)      С существительными, обозначающими лиц мужского пола, детей и детёнышей животных: трое ребят, четверо верблюжат;

2)      С существительными, употребляющимися только во множественном числе: трое суток, четверо брюк, двое ножниц.

 

IV. Закрепление темы урока.

Упражнение 550. Распределить числительные по двум группам: 1) обозначающие целые числа, 2) дробные числительные. Записать их словами.

Три седьмых, одна вторая, одна третья, одна целая две третьих, три семь, восемь, десять, двадцать два, ноль пять

 

Упражнение 551. Переведите данные числительные на русский язык. Укажите разряд количественных числительных.

Шесть, двадцать, тридцать, одна вторая, одна третья, пятьдесят, две целых три десятых, пять целых четыре сотых восемьдесят, пятьсот.

 

Упражнение 552. Выписать сочетания собирательных числительных и существительных. Составить с ними предложения.

Трое друзей ходили на рыбалку. Двое школьников нашей школы заняли первое место в городской олимпиаде. Четверо медвежат играли в чаще леса. Мы прочитали сказку «Волк и семеро козлят». У нас в конюшне пятеро жеребят, и мы каждый день ухаживаем за ними. Нам понадобилось трое ножниц для урока труда.

 

Упражнение 555. Чтение учениками текста. Выписать предложения с числительными, заменяя цифры словами. Научный стиль, тип речи – описание.

Сто семнадцать сантиметров, тридцать один килограмм, сто тридцать восемь сантиметров и сорок четыре килограмма, до восьмидесяти километров в час.

 

Упражнение 557. Списать, вставляя пропущенные буквы. Подчеркнуть числительные, указать их разряд. Определить тему и основную мысль текста. Объяснить значение прилагательного яркий.

яркий – очень заметный

яркий (перен.) – выдающийся, неординарный, очень заметный

 

Итог урока.

Назовите разряды количественных числительных.

Из каких частей состоят дробные числительные?

С какими существительными сочетаются собирательные числительные?

 

V. Задание на дом. Знать теоретический материал. Упражнение 558. Списать пословицы, заменяя цифры словами. Указать разряд, состав числительных.

Двумя ложками кашу не едят. На двух якорях корабль крепче держится. Из трёх минут четырёх не сделаешь. Конь о трёх ногах, да спотыкается. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

- 8126243

Пікірлер (0)

Пікір жазылған жоқ, алғашқы болыңыз!