«Планирование, подготовка, проведение уроков профессионально-технического цикла» ( на примере урока спецтехнологии)

3 наурыз 2017 - Асем Исаева

    В процессе изучения специальных предметов преподаватели должны развивать у учащихся техническое и экономическое мышление, формировать навыки высокопроизводительного труда, планирования и самоконтроля. Раскрывать задачи развития отросли в связи с интенсификацией производства в условиях современного рынка, знакомить учащихся с достижениями советских ученых, организовывать встречи с передовиками производства.

          Изложение учебного материала необходимо строить на прочном фундаменте знаний общеобразовательных предметов, естественно-математического цикла-при раскрытии учащимися естественно-научных основ изучаемой техники и технологии. Следует большое внимание уделять изучению основных понятий, законов и принципов, составляющих основы техники, технологии и организации труда, что позволяет учащимся быстрее осваивать свою  профессию.

            Большое значение для повышения эффективности обучения и совершенствования учебно-воспитательного процесса имеет предварительная и непосредственная подготовка преподавателя к уроку. Предварительная подготовка включает тщательное изучение программ, учебно-методической  и технической литературы, опыта новаторов производства, рабочих подготавливаемых профессий базового предприятия, составление и корректировку конспектов, составление календарно-тематического плана. Существуют различные формы календарно- тематических планов. В нашей школе применяется единый, состоящий из 11 граф: № пп, наименование тем и разделов, календарные срони проведения, форма организации учебной работы, вид самостоятельной работы, наглядные пособия, межпредметные связи, связь с производственным обучением, учебно-методическая литература, задание на дом. Календарно-тематический план-это рабочий творческий документ преподавателя и поэтому он должен корректироваться и совершенствоваться на основе собственного опыта преподавателя, передовой педагогической науки и практики. Для составления календарно-тематического плана я делаю анализ всего учебного материала. Например: по предмету специальная технология ( сварочное производство). Этот предмет согласно новых стандартов образования делится на три предмета: 1. Основы сварочного производства 85 часов. 2.Ручная дуговая сварка 158 часов. 3. Газовая сварка 149 часов. Основы сварочного производства изучаются на 1 курсе, так же речная дуговая сварка в объеме 68 часов, 90 часов остается на 2 курс, а газовая сварка изучается на 3 курсе.

          Для составления календарно-тематического плана стараюсь логически отразить структуру учебного материала, используя межпредметные связи, методическую литературу, передовые методы сварки и контроля сварных швов. Стараюсь рассматривать перспективные способы всех вводов сварки, ввожу новые понятия, конкретизирую общие идеи, формулирую вопросы и задания для учащихся. Только после составления календарно-тематического плана на всю программу следует уделить большое внимание составлению поурочного плана.

        Осуществляя поурочное планирование руководствуюсь следующими правилами организации урока. Первое правило- определить цель (чего надо достигнуть). Поскольку в уроке отражаются образовательная, развивающаяся и воспитательная цели, надо определить общую дидактическую цель(усвоение новых понятий, формирование навыков, формирование приемов умственной деятельности, умение самостоятельно решать проблемы т. д.) Второе правило- подготовить содержание учебного материала, т. е. определить его объем и сложность в соответствии с поставленной целью и возможностями учащихся, установить связь с жизнью, с ранее изученным материалом, наметить межпредметные связи, определить самостоятельные работы, основные и дополнительные источники информации. Третье правило-  определить дидактические задачи урока, последовательное решение которых приведет к достижению всех целей. Учебные познавательные задачи должны иметь такой уровень сложности, чтобы они вызвали интеллектуальные затруднения учащихся, но одновременно были посильны для решения с помощью самостоятельной поисковой деятельности. Четвертое правило –выбрать наиболее эффективное сочетание методов и приемов обучения в соответствии с поставленными целями. Пятое правило-определить структуру урока. Урок должен характеризоваться четкостью организации (эффективное начало, экономия времени), плановостью, целостностью, обязательной логикой преподавателя и учащихся.

            Непосредственная подготовка преподавателя к уроку состоит в раскрытии темы на основе календарно-тематического плана и его цели, комплектования сведений из учебной, методической, технической и периодической литературы, выделении основного материала, который должен быть усвоен учащимися в соответствии с основными требованиями к их знаниям и умениям, выборе наиболее эффективного типа урока, продумывании способов формирования диалектико-материалистического мировоззрения, воспитание и развитие учащихся в пределах темы урока, подборе наглядных пособий, планирование методов проверки знаний, повторения, закрепление материала и домашних заданий.

          При подготовке плана урока я анализирую конкретный учебный материал, отбираю те или иные виды проблемных ситуаций и соответствующий технический материал: задачи, упражнения, самостоятельные работы, вопросы для беседы.

 Урок, являясь одной из основных форм организации учебного процесса, предназначен не только для повторения, проверки, изучения нового и закрепления изученного материала, но и для развития их самостоятельной и творческой активности. Этому также способствует правильная организация на уроках самостоятельных работ. В качестве самостоятельных работ я предлагаю учащимся изучение таблиц. Например: таблицы «Технологические характеристики электродов для сварки низкоуглеродистых сталей», «Схема классификации дуговой сварки», «Типы электродов», и др. А также предлагаю самостоятельно найти  ответы на контрольные вопросы в конце темы.Использую сравнительные таблицы. Например: сравниваю процесс сварки низкоуглеродистых и высокоуглеродистых сталей.

       Для рациональной организации урока, создания проблемных ситуаций, активизирующих познавательную деятельность учащихся, следует использовать знания, ранее полученные учащимися, внутри предметные и меж предметные связи.

 

                                                          СХЕМА   

            

Проблемные вопросы и ситуации

Способы создания проблемных ситуаций

Эмоционально-психологический настрой

Почему в одних случаях сварочное газовое пламя с ярко выраженным ядром, а в других нет.

Столкновение учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.

У учащихся возникает интерес в связи с анализом проблемы с использованием наглядных средств.

 

 

Будет лучше, если эта проблемная ситуация будет решена с помощью практических занятий с использованием газосварки.

        Важную роль играет контроль знаний учащихся. Опрос не только помогает контролировать знания, но и носит обучающий характер, так как мобилизует знания учащихся для нового познания, для более полного и глубокого изучения предмета. Опрос провожу письменный, устный, по индивидуальным карточкам-заданиям, рассчитанный на 8-10 минут, с разбором ответов нескольких учащихся тут же на уроке. Учащиеся могут задавать друг другу вопросы, касающиеся темы. Иногда учащиеся взаимно проверяют письменные ответы, причем я тоже проверяю, ставлю оценку за работу и за проверку.

          После изучения определенной темы провожу контрольную работу, включая все изучаемые вопросы, но постановка вопроса конкретная, например: дать определение, определить по марке источник питания сварочной дуги, подсчитать по формуле силу сварочного тока. Все ответы учащихся должны сопровождаться техническими терминами, изложение материала технически грамотно, без лишних доводов. По контрольной работе можно определить достигнута ли цель, которая была поставлена преподавателем. Чаще всего только 50% учащихся осваивают учебный материал на положительную оценку. С остальными проводится дополнительные занятия.

          При изложении нового материала по специальной технологии прослеживается постоянная связь с предметом материаловедения, все темы взаимосвязаны. Как можно изучить технологию сварки  углеродистой стали, если не знать что такое сталь и ее химический состав. Поэтому при составлении календарно-тематических планов по материаловедению и специальной технологии возникают трудности в плане одновременного изучения некоторых разделов.  Требуется сначала изучить железоуглеродистые сплавы по материаловедению, а сварку стали  и чугуна изучить позже.

          И последним пунктом поурочного плана является домашнее задание. Чаще всего домашнее задании заключается в изучении конспекта, иногда задаю повторить материал из курса химии, материаловедения и электротехники, решить определенные задачи, составить таблицы. Домашнее задании должно быть посильно для учащихся.

          Учащиеся моей группы помогают в оформлении кабинета: составляют справочные таблицы через компьютер, пополняют кабинет плакатами, выполненные своими руками, в конце года сдают рефераты на различные темы. Вся работа оценивается преподавателем.

          После изучения всех тем подвожу итог и предлагаю учащимся заполнить дома небольшую анкету. Анкеты могут быть именными и анонимными.

          Вопросы:

1Нравится ли вам предмет?

2 Считаете ли вы его полезным для своей профессии?

3 Что вы считаете интересным предмете?

4 Что из пройденного кажется вам не нужным?

5 Нравятся ли методы ведения уроков? Что именно?

6 Что вам не нравится в проведении уроков?

7 Применяете ли вы знания, полученные при изучении специальной технологии  в практической производственной работе или нет? Примеры:

          Приятно в конце года ощутить что все свои знания которые вкладывала в учащихся, были оправданы хорошими оценками. Эти знания ежегодно подтверждаются на конкурсе «Лучший по профессии»

 

 

 

 

- 7384774

Пікірлер (0)

Пікір жазылған жоқ, алғашқы болыңыз!